Жива – женская ипостась единого Рода, богиня жизни и покровительница мира Яви. Жена Даждьбога и мать Ария (Орея). По одной из версий – дочь Лады, по другой – была воплощена Родом одновременно со Сварогом. В славянском пантеоне далеко не всегда причислялась к Ясуням. Гораздо чаще Живу выделяли в некое эпическое божество, подобное Роду, а потому стоящее выше сил Света и Тьмы.

Жива также частично перенимает у Макоши функции богини судьбы, но в надмировом глобальном аспекте. И если Макошь прядет нити жизней конкретных сущностей, то Живе подвластно само полотно мироздания (материя). Аналогичным образом Жива - богиня плодородия: здесь имеется ввиду энергетическое плодородие Вселенной. Согласно ведическим заветам пращуры белой расы пришли на Мидгард из центра Вселенной, а потому вполне логично, что богиня, покровительствующая энергии жизни (концентрация которой в центре мира гораздо выше, чем на его окраинах), занимала в культурно-религиозной традиции наших предков особое место.
Фактически богиня Жива – это первое и ключевое женское божество древних славян. Она подобно Сварогу охватывает мир целиком, контролирует его и следит за исполнением законов Рода. В тоже время Жива, как и другие верховные боги, достаточно мудра, чтобы никогда не вмешиваться в жизнь смертных без крайней необходимости. Вероятно, именно поэтому народный фольклор не сохранил упоминаний об этой богине.

Тем не менее, известно, что в полабском городе Ратибор некогда располагалось одно из крупнейших славянских капищ, в центре которого находился кумир Живы. Есть основания полагать, что это капище целиком являлось святилищем Живы и кумиров иных богов там не было.
Леля, Лада и Макошь – это воплощения Живы, которые характеризуют собой три этапа становления женщины. Леля – молодая игривая и беззаботная девушка. Лада – молодая женщина, размеренная и открытая. Макошь – замужняя женщина, даровавшая жизнь продолжателям рода. И все они – аспекты Живы, то есть самой жизни. И хотя современному человеку, не способному к образному мышлению, сложно представить всю глубину аллегорического образа этого мифологического персонажа, тем не менее, мощь ее имени вполне очевидна.
В особой степени с ней соотносят зеленый мир – деревья, цветы и лесных животных. Отсюда цвет Живы – зеленый, а камень – изумруд. Изображали Живу пышногрудой высокой женщиной средник лет, держащей в руках колосья (иногда серп или иные плоды). Существует славянский сакрально-эзотерический символ Живы, носящий ее имя. Он заключает в себе образ непобедимой жизньдарующей энергии, властвующей над безжизненным миром тьмы и ведущий человека к многогранному развитию его сущности.