Не менее чем Перуна, славяне почитали Велеса (или Волоса, то есть волосатого, лохматого) – «скотьего бога», покровителя домашних животных, торговли и богатства. Слово «богатый» первоначально означало «имеющий бога», «пользующийся покровительством бога»; бедный, «убогий» – наоборот, означало «лишенный бога». В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод.

У славян не было очень четкого разграничения «занятий» богов. Поэтому Велес, хотя и считался в первую очередь «скотьим богом», но влиял и на другие хозяйственные дела. От него, по преданиям славян, зависело плодородие земли. Он был близок к матери сырой земле; обилие, плодородие и богатство были в его власти.

Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу». В честь Велеса устраивались ритуальные пиры – братчины.

По-видимому, Велес «заведовал» и загробным миром – «тридесятым царством». Считалось, что в этом далеком царстве, лежащем «за тридевять земель, за реками и за морем», все сделано из золота – и горы, и деревья. А хозяин всему золоту – Велес-Змей.

Если Перун со временем становился у восточных славян покровителем князя и дружины, то Велес оставался народным заступником, покровителем «всей Руси». В древности Велес, несомненно, был добрым божеством. Но после принятия христианства, отдав свои добрые черты христианским святым (Николе, Власию), Велес (он же змей, медведь, леший) превратился в предводителя темных сил.