Измени свой мир

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гурджиев

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Родился 28.11.1877 г. (предположительно, точная дата не известна) в Александрополе (после 1924 г. Ленинакан) в Армении в смешанной русско-греческой семье. Умер 29.10.1949 г. в Париже.
С детства отлично знал множество языков, хотя среднего образования так и не получил.
В период 1896–1922 гг. обучался и обменивался опытом в различных эзотерических течениях и школах, для чего посетил Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию. Наибольшее влияние на него оказали тайные суфийские братства Гиндункуша и буддийские монастыри Тибета.

В 1915–1917 гг. Г.И.Гурджиев создает группы своих учеников в Петербурге и Москве. В Петербурге он встречает Петра Демьяновича Успенского, ставшего в последствии основным учеником, последователем и формирователем идеологии Гурджиева.

Надвигающаяся революция заставляет Г.И.Гурджиева эмигрировать на Кавказ, где в 1919 г. в Тифлисе он создает «Институт гармоничного развития человека», а затем в Турцию, Германию и Францию. В 1922 г. Г.И.Гурджиев приобретает замок Авон под Фонтенбло (Chateau Prieure), где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933 г. В этот период Г.И.Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями своих книг. В 1933–49 гг. он возобновляет свои путешествия, в 1934 г., вторично посещает США (первый визит в 1924 г.), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и последователей.

Книги Г.И.Гурджиева, как правило, отражают нюансы общения людей, высмеивают недостатки, “показывают путь созидания, разумности и доброкачественности, призывают к внутренней реализации” (Г.И.Гурджиев) и являются скорее психологическим, чем эзотерическим философским наставлением.

По результатам его работы с учениками, устным лекциям, отрывочным выступлениям его учеником П.Д.Успенским сформирована доктрина, называемая Школа Четвертого Пути.
В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой.

Необычный человек, «хитрый мудрец», как его называют, Гурджиев посвятил свою жизнь изучению восточных эзотерических учений и передаче знания теории и практики в форме, адекватной мышлению западного человека. Мы знаем о нем относительно немного. Особые воздействия и источники его учения остаются такими же загадочными, как и у другого «Человека знания», у Дона Хуана?

Он родился в Александрополе, в области Кавказа. Мальчиком он становится учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие.

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец – настоятель собора – зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни.

Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был родом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Уже в юности он соприкоснулся со святая святых почти всех тайных организаций – религиозных, философских, оккультных, мистических, политических.

Он много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Позже он всегда подчеркивал значение эзотерического христианства. Он хорошо знал христианский ритуал и практики, древний символизм, литургию. Был знаком с техникой ритмического дыхания и мысленных молитв, применяемых в монастырях.

Однако, несмотря на приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, он не находил ответа на основные вопросы, которые поставил себе. Он отправляется на поиски знания.

С группой друзей, которые называли себя «искатели Истины», в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов.

Среди источников учения Гурджиева упоминают различные суфийские ордена, монашескую православную традицию и другие христианские школы, буддизм Тибета и индийскую йогу.

Центральный символ гурджиевской работы – эннеаграмма – синтез Закона трех и Закона октав (Закона семи), позволяющая связать внутренний мир человека с законами, управляющими мирозданием (см лекцию об эннеаграмме ).

Более 10 лет прожил он в Тибете. Здесь он развивает огромные психические духовные силы, что особенно ценится в Тибете. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы, занимал важные финансовые должности при тибетских властях.

Очень мало известно об этом периоде его жизни в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890г. и продолжается до 1910 г. Известно, что он вел исследования, изучал древнейшие тексты. Он вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в текках, монастырях, где сохранилось древнее знание, изучал сибирский шаманизм.

Очевидно, в результате всех этих исканий, изучений, практик возник единый взгляд на мир, синтез знаний. Постепенно он стал осознавать свою миссию: принести эти знания об «ужасе ситуации», как он говорил, и возможных путях выхода из нее в западный мир.

Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России как Учитель – в городах Санкт-Петербурге и Москве.

В Петербурге он встречается с Петром Успенским. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия в поисках истинного эзотерического знания и с удивлением нашел, что цель его поисков находилась на его родной земле, в его родном городе.

Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге «В поисках чудесного» следующим образом: «Я увидел человека восточного типа, немолодого, с черными усами и проницательными глазами. Это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом...».

Успенский собрал группу последователей, которая работала с Гурджиевым до самой революции. Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации.

Один из его ранних учеников так описывает этот период: Россия в 1917 г. была разорвана войной и революцией». Гурджиев был неизвестным «человеком-тайной». Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился и в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел последовать за ним».

Группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения поместья близ Фонтенбло под Парижем, где он основал Институт для гармонического развития Человека.

10 лет с 1923 г. по 1933 г. были потрачены на напряженную работу с учениками в Институте; в течение этого времени Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, практические упражнения.

Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. Время, проведенное в «Приэре», как был назван замок, рассматривалось как возможность для развития самосознания.

Это был период напряженной работы, который включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем – автомобильной катастрофой, после которой Гурджиев чудом остался жив.

Это событие внесло новое направление в его деятельность. Он начал писать три большие книги. Они были написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:
разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире;
ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества;
помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности.

Это книги «Все и вся», «Встреча с замечательными людьми» и «Жизнь истина, только когда я есмъ».

0

2

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью- это:
убежденность в иллюзорности обычной жизни;
идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;
признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;
деление человека на четыре тела;
учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;
учение о типах человеческой личности;
особенности психической работы человека над собой;
идея «Луча творения»;
возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;
подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На «Четвертом пути» – так Гурджиев назвал свое учение – человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, – это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Другое название учения Гурджиева, которое он использовал (особенно в последние годы своей жизни) – «Работа» – объединяет множество смыслов – «работа над собой», работа в группе (помощь, которую дает группа, и неизбежные трения, возникающие при взаимодействии с другими в группе), работа как нечто, требующее усилий, «работа» в смысле «Великого делания» алхимиков и т.д.

Гурджиев утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к внешнему толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий – всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества – отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой – это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное – Учителя, пассивное – ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. «Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща».

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него – внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

0